…постановка вопроса важнее, чем ответ…

…постановка вопроса важнее, чем ответ…
01.06.2022

30 мая гостем редакции журнала «Мир искусств» стал советник ректора университета Иннополис по научной и инновационной деятельности Зураб Отарашвили. Вниманию читателей предлагается беседа Зураба Автандиловича с редактором журнала, состоявшаяся после знакомства с постоянной экспозицией Выставочного центра Международного института культурного наследия.

1.jpg

- Я познакомилась с Вашими публикациями последних лет и удивилась тому, как близки направления, которыми Вы занимаетесь как исследователь, а топ-менеджеры Группы компаний ASG invest - как бизнесмены. Но начать нашу беседу хочется с другого: искусство – форма общественного сознания, наука – форма общественного сознания, что между ними общего и чем они отличаются?

- Форм общественного сознания много, та же религия, например, и все они ищут одно и то же – истину, но у каждого свой путь. Наука исходит из постулата: «Не верю! Докажи!», религия – из «Не спрашивай! Веруй!», а вот искусство молча ставит вопросы, причем на языке, понятном всем, причем постановка вопроса важнее, чем ответ. Исследователю нужно знать язык науки, часто весьма специфический, например, у нас в физике – это формулы, верующему – основные постулаты, разбираться в библейской истории и т.д., а в искусстве ты видишь нечто, к чему подключается воображение с опорой на имеющийся опыт…

Я раньше не задумывался над этими аспектами, но Ваш вопрос заставил в привычный для меня дуализм «наука - религия» включить третью компоненту.

- Искусство универсально, потому что его язык – это художественный образ, и если автор талантлив, он воздействует на человека безо всякой подготовки?

- Важно, чтобы он вызывал какие-то чувства, вибрации у человека, причем на одного произведение действует определенным образом, а на другого иначе или не действует совсем. Например, пресловутый «Черный квадрат», который просто забыл дописать художник…

- …мистификатор. А в науке бывают мистификаторы? В религии и искусстве бывают.

- Да, есть, но в науке их быстро смывает, поскольку одно из основных условий у нас – это воспроизводимость результатов. Раз это получилось у одного, должно получиться и у другого.

- а в искусстве, напротив, ценно то, что уникально, а еще лучше, вообще не понятно, как это сделано

- А у искусства другая задача, наука ищет законы природы, интерсубъективно приближающие к истине, а искусство в этом смысле более демократично, «истин» у него много, выбирай на вкус. Я никогда так не думал, Вы поставили вопрос и на фоне этих двух сфер – науку я обожаю, религия вызывает изумление как у убежденного атеиста – считаю, что искусство служит фундаментом для них, оно существовало и до религии, и до науки. С момента появления человека в нем уже было творческое начало.

- сейчас идут разговоры о том, что с появлением цифровых технологий можно создать идеальную копию произведения – с пузырьком воздуха, оставшимся в пастозном мазке, с шерстинкой, приставшей к мастихину и т.п. Оригинал чуть теряет свою сакральность…

- Могу напомнить то, что всем известно: когда появилось кино, предрекали кончину театра, появилось телевидение заговорили о смерти кино, после появления видео – о закате телевидения. Прошло время и оказалось, что у всех свое место. Я считаю, что хорошая цифровая копия имеет свое значение. С нее логично начать, она более доступна: не выходя из дома, можно рассматривать коллекции любого музея. Наметить себе то, что хочешь увидеть в оригинале, и в путь. А вот то, что касается музея, его запаха, кстати, наиболее сильные эмоции нам обеспечивает обоняние. Неслучайно, именно в носу природа поместила датчик «свой-чужой», благодаря которому человек понимает, что нашел свою вторую половину, так вот, запах музея, его собраний ничем не заменить, он вызывает гораздо более сочные и глубокие эмоции, которые мертвому экрану неподвластны. У него свое место, чтобы быстрее посмотреть, найти, что ты хочешь увидеть, и отправиться в музей.

Многие вещи мы не понимаем, но они работают. Это касается и живописи, и любого творчества. Когда человек созидает, он вкладывает не только материалы, ведь живопись – это не только смешение красок, но и душа художника, а сочинение музыки – это не только написание нот… Это «нечто» передается, оно «работает», но мы не знаем названия этому феномену. Религии проще, она скажет: «Это божественное», но наука пока не знает, как объяснить эти волновые источники. Это невозможно заменить, другое дело, что у каждого человека есть порог чувствительности, степень восприятия того, что вложил мастер. Кому-то это дано от рождения, другому привито воспитанием, а кто-то развился в благоприятной среде.

Когда ходишь в Италии средневековыми улочками, которым не одна тысяча лет, и видишь детей, которые растут в этом окружении, вроде бы с теми же гаджетами в кармане, так же гоняющие мяч, но становится понятным, почему этот необязательный, эмоциональный и в общем-то небогатый народ создает шедевры в самых разных областях – автомобилестроении, прикладном искусстве, моде и т.д. Это же все идет от вкуса, знания законов гармонии, понимания чувства меры. Все это вложено людьми, у которых эти чувства были – чувство меры, чувство гармонии, и если ты в этом живешь, то где бы ты потом ни оказался, этот баланс ты принесешь с собой.

- я поражена, что мне довелось беседовать с учеником Бориса Раушенбаха, меня восхищает эта личность, особенно две его максимы, что он не занимается решением проблем, если ими занимается больше пяти человек на земном шаре, и то, что все открытия на стыке наук уже сделаны, и будущее принадлежит тем, кто исследует области между наукой и искусством. Это очень близко Группе компаний ASG, в недавнем интервью генеральный директор Роберт Хайруллин рассуждал о взаимосвязи искусства и бизнеса, как важны навыки, которые формирует искусство – внелогический способ поиска истины, умение видеть закономерность в хаосе, да просто хорошее настроение… У Вас есть статья об управлении стоимостью бизнеса на основе искусства, что Вы имели в виду, искусство управления или искусство?

- Поскольку искусство тоже занято поиском истины, вполне реально, что в какой-то момент оно выступает триггером решения задачи: «вот оно, эврика!», а может привести человека к состоянию гармонии, и решение «всплывет» само.

- а может погрузить нас в состояние когнитивного диссонанса, когда человек перестает заниматься чем-то, кроме поиска решения, помните, Ньютон говорил: «Гений – это терпение мысли»?

- Совершенно верно, искусство может обеспечить и вызов, возможность посмотреть на себя со стороны в проблематике своей задачи. Искусство, и мы с Вами сейчас это переживаем, погружает тебя в среду, когда ты можешь увидеть себя со стороны. Вы несколько раз сегодня произнесли: «гармония», хорошее слово с солидным шлейфом прошлого. Искусство помогает вспомнить ощущение, когда ты был хорошим. И этот момент - как проблеск гениальности в творчестве, в бизнесе, везде. Нужно быть философом, чтобы все это выразить. Думаю, сегодня искусство – единственный способ помочь человеку остаться наедине с собой, оценить себя объективно. Мы много тратим времени на внешнюю среду и мало на внутреннюю. А в пространстве таком, как ваш музей, человеку хочется продлить ощущение себя как ценности, как хорошего человека, не прибегающего к вранью, лукавству и т.п.

- Теперь мне понятно, что имеет в виду наш генеральный директор, когда говорит, что переговоры в музее или Доме приемов компании проходят гораздо успешнее. Два года назад наша компания разработала «Концепцию развития земельных активов ASG в казанской агломерации в 2020-2024 годах и на период до 2040 года», у Вас я также обнаружила статью о переходе территорий на инновационный путь развития. Каков алгоритм инновационного развития?

- Инновационный путь развития всего – компании, территории, города, предприятия – один: причинами проблем, носителями проблем являются люди и источником решения должны быть они же. Этот подход обоснован профессором Валерием Ириковым, для решения проблем нужно привлекать субъектов процесса, если они не вовлечены, любая идея для них чуждая, только вместе необходимо искать решения, глядя друг другу в глаза.

- меня поначалу так раздражало, когда основатель компании Алексей Сёмин во время обсуждения каких-то важных вопросов, связанных с журналом, давал слово всем, я думала: «Этот человек три дня работает, что он может сказать, а это вообще – вчерашний студент», потом убедилась, что этот полилог приводит к тому, что к концу обсуждения мы уже заряжены на задачу. Теперь практикую это со студентами, тоже работает.

- Мудрость вашего учредителя в том, что каждый справедливо считает, что в этом решении есть и его доля, и болеет за нее, и думает над решением задачи не только в рабочее время.

- «Концепция СМАРТ Сити в градостроительной политике Москвы», соавтором которой Вы являетесь, может быть экстраполирована на Казань? И что это такое?

- Это больше «хайповая» тема, мы пока еще далеки от практики ее реализации, хотя Иннополис – гениальное изобретение, то, что сделали отцы города за столь короткое время, требует отдельного разговора. Так, вот о СМАРТ, чем отличается город от деревни? В городе есть инфраструктура, в деревне ее нет. Если в деревне будет инфраструктура, она станет городом. Но инфраструктура требует затрат, это очень дорого. Вот сейчас проблемы у Китая, они начали создавать инфраструктуру по всей стране, но не рассчитали темпы. Темпы чего? Когда строишь авианосец, в бюджет нужно заложить средства на ежегодное его обслуживание. Это не просто изделие, оно требует огромных средств на свое содержание, даже элементарно, на охрану. Роскошные железные дороги в Китае убыточны, они очень дороги, ими никто не пользуется. Хороший пример, Афинская олимпиада, которую провели в кредит, построенные объекты национализировали, но ими никто не пользуется, дорого, в итоге растут долги, приведшие к системному кризису в Европе.

СМАРТ – интеллектуальный комплекс управления, рассчитывающий все инфраструктурные показатели, например, сколько частных автомобилистов завтра поедут на общественном транспорте, потому что гололед, на сколько уменьшить выпечку хлеба, поскольку каникулы и много детей уехало к бабушке за пределы города и т.д. Примеры очень просты, но в комплексе идет расчет по всем показателям социокультурной сферы, и есть возможность сделать жизнь в городе удобной и относительно недорогой.

- А где-то это уже реализовано?

- В Эмиратах строют такой «умный» город.

- А вдруг этот комплекс решит, что семье хватит двух детей, а вторая машина вообще не будет приобретена?

- Вы совершенно правы, такая опасность есть. Поэтому необходимы специалисты в области IT, чтобы машины не подчинили себе человека.

- Иннополис готовит таких специалистов?

- Иннополис готовит специалистов в области IT, творческих, целеустремленных, способных стать профессиональной элитой. Я на всех совещаниях подчеркиваю, что задача университета подготовить свободолюбивых специалистов, знающих, мотивированных, адекватно разбирающихся в профессиональных задачах и способных из кирпичиков IT строить красивые объекты.

Запись в Книге почетных гостей

Запись в Книге почетных гостей

Печатается в сокращении.
Полная версия будет опубликована
на электронном портале «Мир искусств»

Назад к списку новостей