ASG
Деловой онлайн портал

БСИИ ASG продолжает историю русского коллекционирования

Большое собрание изящных искусств ASG представлено в проекте «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России». По мнению куратора, доктора искусствоведения профессора Вадима Садкова, одной из целей выставки было объединение выдающихся произведений фламандской живописи XVII века из государственных музеев и частных коллекций. «Известия», как и десятки федеральных СМИ, пишут об этом феноменальном событии в г. Истре: «И, хотя арт-институции за пределами двух столиц едва ли могут похвастать обширными коллекциями этого периода западноевропейского искусства, разбросанные по разным городам «жемчужины» вместе собираются в богатое «ожерелье».

1 (2)-min.jpg

Богатый состав экспозиции обеспечен картинами из крупных частных коллекций - Алексея Сёмина, Владимира Некрасова, Валерии и Константина Мауергауз, Дмитрия Гарибяна и галереи «Центр искусств. Москва». «В российских музейных собраниях вне столиц фламандская живопись XVII века — редкость. В эпоху, когда из мастерских Рубенса или ван Дейка выходили грандиозные многофигурные полотна (то, что позднее назовут фламандским барокко), в России не было даже интерьеров, куда эти масштабные вещи можно было повесить. (Дворцы с высокими потолками появились при Растрелли, в эпоху Елизаветы Петровны.) В конце XVIII — начале XIX столетия, в золотой век русского коллекционирования, взгляды знати, приобретавшей искусство, были обращены в первую очередь на Италию и Францию. Фламандцев тоже покупали, но не так массово», отмечает «The Art Newspaper Russia».

2 (2)-min.jpg

С течением времени ситуация изменилась, наличие полотен расцвета фламандской живописи стало не просто следствием личного интереса или иллюстрацией роскоши для обладателей драгоценных произведений, но и показателем обширных знаний в области изобразительных искусств, а также художественного рынка. Вадим Садков для «ForbesLife»: «Для оценки и приобретения фламандской живописи принципиальны моменты: атрибуция и сохранность». «Рождество. Поклонение пастухов» Яна де Дюйтса (1629 – 1676) и «Натюрморт с устрицами и куропатками» Франса Снейдерса (1579 – 1657) из Большого собрания изящных искусств ASG, отобранные для выставки, имеют точные атрибуционные сведения. На композицию Франса Снейдерса дал нам заключение Фред Мейер, бывший старший научный сотрудник отдела голландской и фламандской живописи Нидерландского института истории искусств (RKD) в Гааге. Полотно Яна де Дюйтса прошло экспертизу Алины Булгаковой, директора Международного института культурного наследия. «Рождество. Поклонение пастухов» имеет авторскую подпись и датировку. После исследований с использованием ультрафиолета, было выявлено незначительное количество реставрационных вмешательств.

image 3-min.jpg

Ян де Дюйтс "Рождество. Поклонение пастухов", Фландрия, 1662 г. Холст, масло, 265х205 см. БСИИ ASG инв. №04-0915

По данным всемирной статистики арт-рынок России значительно уступает многим развитым странам мира, однако этот факт еще больше указывает на редкость интереса к изучению, хранению и коллекционированию западноевропейской живописи старых мастеров, а феномен приобретения картин высокого уровня фламандской живописи XVII века российскими коллекционерами можно счесть как своего рода «раритет». Об особенностях русского коллекционирования Вадим Садков для газеты «Известия»: «По сравнению с русским авангардом и вообще любым русским искусством фламандская живопись представлена в регионах, конечно, гораздо слабее и неравномерно с точки зрения репрезентативности. Это связано с историей русского коллекционирования. Первые фламандские картины появились в России вместе с голландским искусством в эпоху Петра Великого, но это были работы малого размера. Петр не только в силу ограниченности финансовых возможностей не покупал больших произведений, но и потому, что их попросту негде было размещать.» «Для провинциальных городов же эта проблема оставалась актуальной и позже. Поэтому там нет больших картин, за редкими исключениями» - резюмирует Вадим Анатольевич. «Поэтому так драгоценны жемчужины, которые удалось найти».

4-min (1).jpg 

  Вадим Анатольевич Садков на фоне картины из БСИИ ASG, «Рождество. Поклонение пастухов» Яна де Дюйтса



«Этот проект стал важным и по-своему показательным результатом совместной деятельности научных сотрудников ряда региональных музеев нашей страны, а также хранителей частных коллекций. Мы соединили в одном пространстве картины выдающихся фламандских художников XVII века, разбросанные по разным городам нашей необъятной страны. Где-то их больше, где-то меньше, где-то вообще нет, но, только собранные воедино, они позволяют достичь требуемого качественного уровня, дающего представление об основных тенденциях фламандской школы, с одной стороны, и показать своеобразие и историю русского коллекционирования западной живописи — с другой» - Вадим Садков для газеты «Известия».
Тема частного собирательства для Международного института культурного наследия имеет особую значимость, что демонстрируют публикации в корпоративном журнале «Мир искусств».


(0)

Комментарии

Ваш комментарий


Подписка на
новостную рассылку