Картина из БСИИ ASG invest признана открытием выставки
С 9 декабря в музее «Новый Иерусалим» (г. Истра, Московской области) с большим успехом проходит выставка «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России». На ней представлено 67 произведений «золотого века» фламандского изобразительного искусства. Выставка объединила плеяду признанных гениев западноевропейской живописи: Антониса ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, Яна Брейгеля Бархатного, Давида Тенирса Младшего и Питера Пауля Рубенса. Помимо полотен этих выдающихся живописцев можно увидеть работы их учеников, последователей и современников: Корнелиса де Воса и его круга, Отто ван Веена, Яна Вильденса, Яна Янсенса и других. Особняком стоят произведения редких мастеров, представленных в России в единичном экземпляре.
В экспозицию включено две работы из Большого собрания изящных искусств ASG – «Рождество. Поклонение пастухов» Яна де Дюйтса (1629 – 1676) и «Натюрморт с устрицами и куропатками» Франса Снейдерса (1579 – 1657). Полотно Франса Снейдерса относится к ранним произведениям мастера.
Франс Снейдерс "Натюрморт с устрицами и куропатками", Фландрия, около 1610 года, Дерево, масло. 50×66 см. БСИИ ASG, инв. № 04-1781
Свой репортаж с открытия выставки телеканал «Культура» начал именно с «Натюрморта с устрицами и куропатками»: «Картина Франса Снейдерса, мастера натюрмортов конца XVI века, – очень редкая, хранится в Международном институте антиквариата Казани. Это ранняя работа художника, на которой еще и пироги изображены, причем так, что мы можем представить их вкус, вся начинка лежит на столе. Но смотреть нужно внимательно и знать, что устрицы – не просто ингредиент, а любовный стимулятор. Птицы же символизируют воскресение души. Фламандская живопись – загадка, и чаще всего, ответы уже существуют».
Уникальность полотна Франса Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG обусловлена тем, что в мире на сегодняшний день известно только около десяти ранних произведений натюрмортиста. Данная композиция еще не столь значительна по размеру, как наиболее известные работы Снейдерса, но здесь уже ощущаются все те качества, которые будут присущи лучшим произведениям мастера – радостное восприятие земных благ, любовь к окружающему миру, желание пробудить у зрителя вкусовые и обонятельные ощущения.
По мнению ценителей искусства и специалистов по живописи, «Натюрморт с устрицами и куропатками» является «жемчужиной» проекта «Под знаком Рубенса». Они оценивают высокий уровень мастерства Франса Снейдерса, особенно выделают фрагмент с изображением устриц. Многих зрителей удивляет уникальная форма написанного пирога, характерные черты натюрмортного жанра, которые автор ярко выразил, олицетворяя самобытность фламандского искусства.
«"У нас представлено 67 знаковых полотен фламандских живописцев XVII века во главе с главным героем проекта Питером Паулем Рубенсом. И особенностью этого проекта является глубокое исследование искусствоведческое по уточнению атрибуции, по уточнению датировок произведений, которые здесь представлены", – рассказала директор Государственного историко-художественного музея "Новый Иерусалим" Анна Антипенко» журналистам телеканала «Культура».
Композиция Франса Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG внесена в базу Нидерландского института истории искусств (№ 172765). Куратор проекта «Под знаком Рубенса» Вадим Садков для установки точности атрибуции «Натюрморт с устрицами и куропатками» напрямую связывался с Фредом Мейером, бывшим старшим научным сотрудником отдела голландской и фламандской живописи Нидерландского института истории искусств (RKD) в Гааге. Фред Мейер, хорошо знакомый с БСИИ ASG invest, подтвердил подлинность внесенной информации в базу данных, а также достоверность установления авторства картины.
Большое собрание изящных искусств ASG обладает значительной коллекцией фламандской живописи XVI – XVIII веков – около 150 произведений. Центральное место в ней занимают девять работ Франса Снейдерса, его мастерской и художников из окружения. Картина Снейдерса «Собаки на кухне» имеет авторскую подпись и воспроизведена в монографии Хеллы Роббельс «Франс Снейдерс». Полотно «Олени, загнанные сворой собаки» происходит из коллекции герцога Филиппа-Франсуа д' Аренберга (1625 – 1674) – военного и государственного деятеля Испанских Нидерландов. Аналог картины круга Снейдерса «Рыбный рынок» находится в доме Рубенса в Антверпене. Школа Франса Снейдерса представлена работами двух его последователей – Яна Фейта и Адриана ван Утрехта, изображавших на своих полотнах сцены жизни птичьего двора.
Франс Снейдерс "Собаки на кухне", Фландрия, XVII в. Холст, масло, 118×178 см. БСИИ ASG Инв. № 04-0916
Выставка «Под знаком Рубенса» продлится до 14 мая 2023 года.
Сюжет на канале Культура "Под знаком Рубенса". Чем удивит выставка в "Новом Иерусалиме"?
Комментарии