Картина из собрания ASG представлена в Пушкинском музее в Москве
Уникальное раннее произведение Франса Снейдерса «Натюрморт с устрицами и куропатками» из Большого собрания изящных искусств ASG исполнен около 1610 года. На сегодняшний день в мире известно не более 10 ранних работ мастера. Данная композиция, написанная на паре досок, внесена в базу Нидерландского института истории искусств. Здесь ощущаются все те черты, которые будут присущи лучшим произведениям мастера — радость восприятия земных благ, любовь к окружающему миру и желание пробудить вкусовые и обонятельные ощущения у зрителя.
Натюрморт из Большого собрания изящных искусств ASG экспонируется на выставке между двух эрмитажных произведений Франса Снейдерса — «Плоды в чаше на красной скатерти» и «Фрукты в чаше и разрезанная дыня». Обе работы выделяются ярким, сочным колоритом, так что картина из собрания ASG воспринимается особенно изысканно благодаря такой роскошной оправе. Посетители музея отмечают ее тонкий деликатный колорит, тщательное исполнение устриц в левой части натюрморта, а также удивляются необычной форме пирога.
Куратор выставки Вадим Садков, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, в настоящее время тесно сотрудничает с Международным институтом культурного наследия Группы компаний ASG Invest. В интервью журналистам «Бизнес Online» он рассказал, почему картина из музея частных коллекций стала настоящей сенсацией на выставке, как удалось показать своеобразие фламандского натюрморта впервые в России на высоком уровне.
— Расскажите, в чем идея выставки, что она объединяет?
— Мне очень хотелось консолидировать различные произведения фламандских мастеров, работавших в жанре натюрморта, то есть объединить работы, находящиеся в крупных столичных музеях (Эрмитаж, Пушкинский музей), региональных собраниях и частных коллекциях. Благодаря этому мы имеем возможность ввести в научный обиход малодоступные произведения. Мне также хотелось раскрыть разные грани эволюции фламандского натюрморта, что не всегда можно сделать только благодаря коллекциям центральных музеев. Многие композиции из региональных собраний, которые по тем или иным причинам отсутствуют в коллекциях Эрмитажа и Пушкинского музея, заполняют пробелы в изучении фламандского натюрморта. Таким образом, удалось собрать коллектив авторов, с которыми мы написали каталог. Лично мне он очень нравится. Я считаю, что его научная наполненность соответствует всем принятым сейчас в международной практике принципам составления масштабных изданий. Наконец, еще одна цель нашей выставки — показать своеобразие фламандского натюрморта. И нам впервые удалось это сделать в России на столь высоком уровне.
Картина Питера ван Букеля «Натюрморт с битой дичью» из собрания ASG войдет в альбом «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века из БСИИ ASG»
— Какие работы на выставке вы бы назвали лучшими?
— Мне очень трудно ответить на этот вопрос. Они все как дети для меня, все родные. На выставке представлены картины высочайшего художественного уровня и шедевры Снейдерса из Эрмитажа, Пушкинского музея, коллекций Мауергаузов и Большого собрания изящных искусств ASG.
— Вы являетесь автором экспозиции выставки. Какова ее основная концепция?
— Мы разместили картины в соответствии с их жанровой принадлежностью. Внутри этих жанров сопоставлены работы крупных и известных мастеров, например Снейдерса, Фейта, Яна Давидса де Хема, а также их учеников и последователей.
По словам Вадима Садкова, картина из собрания ASG представлена в одном ряду с эрмитажными, потому что по типологии они очень близки, все принадлежат с микрожанру «накрытые столы». Искусствовед удивлен, почему Государственный Эрмитаж не включил ее в экспозицию выставки с одноименным названием (Николаевский зал Зимнего дворца), ведь «Натюрморт с устрицами и куропатками» Франса Снейдерса из Большого собрания изящных искусств ASG уникален еще и тем, что фактически впервые публикуется для широкого зрителя и иностранных специалистов. Подробнее.
Комментарии