Сотрудники ASG познакомились с шедеврами западноевропейского искусства
Системная политика по работе с новыми сотрудниками. Музей Международного института антиквариата открыл двери для новых сотрудников. На экскурсии они познакомились с Большим собранием изящных искусств ASG. Это позволяет лучше узнать компанию и адаптироваться к новым условиям труда.
Большое собрание изящных искусств ASG – частная коллекция предметов западноевропейского искусства, в которой насчитывается более 6000 единиц хранения. В музее представлено около 250 предметов.
Взгляд нового сотрудника на шедевры мирового искусства
Итак, представьте, что вы посещаете экскурсию вместе с нами.
Экспозицию открывает французская шпалера XVII века, пока еще не отреставрированная, ждущая своего часа. Изготовлена на мануфактуре Обюссон. Здесь представлен сюжет популярного в то время романа Оноре д'Юрфе «Астрея», а именно отрывок, где главная героиня Астрея участвует в жертвоприношении в честь скорбного момента ее жизни – гибели возлюбленного.
Напротив нее – шпалера XVIII века, уже отреставрированная с сохраненным бордюром (рамками вокруг). Здесь мы видим античную богиню Кибелу, которой сельские работники преподносят в качестве жертвы колосья и снопы.
В музее можно увидеть достаточно большую коллекцию часов – каминных, настенных, кабинетных, а также разнообразную мебель.
Вот секретер второй половины XVIII века, который изготовил придворный мастер короля Франции Людовика XVI в технике маркетри, когда тонкий шпон дерева инкрустируется в деревянную основу. Здесь было использовано корневище оливкового дерева, поэтому получилась витиеватая интересная композиция. В такой же технике выполнен голландский кабинет XIX века – прекрасная инкрустация дерева с изюминкой – выемками для подсвечников.
Увидите и самый старый в коллекции предмет мебели – итальянский сундук, грубо отесанный топориком. Помимо этого, маркетри (техника обработки поверхностей путем наклеивания декоративных элементов из шпона) применена при отделке игрального столика XVIII века, крышка которого с одной стороны предназначена для игры в шахматы, а с другой для игры в карты. Есть даже дощечка для записи ходов.
В данной технике в собрании ASG представлены еще бюро XVIII века со множеством ящиков, на котором расположена композиция в виде бабочек, и португальский кабинет XVII века с инкрустацией слоновой костью. Он изготовлен для дам, это можно понять по маленьким удобным ящичкам, которые предназначены для женских предметов обихода. Дальше по коридору немецкий кабинет XVII века из палисандра и ореха, инкрустированный слоновой костью. В его центре – богиня охоты Диана и очень занимательные животные, которые художники и мастера декоративно-прикладного искусства воссоздавали по описанию путешественников, потому что не было возможности поехать в зарубежные страны.
Примечателен и немецкий кабинет, изготовленный по заказу Петра I. На нем сохранилось подлинное обойное покрытие с вензелем самого Петра. К сожалению, он скоропостижно скончался и не успел им воспользоваться.
Достоин внимания и итальянский кабинет XVII века, изготовленный в технике «Stipo a bambocci» («стипо а бамбоччи»). Его характерными чертами являются вырезанные из дерева маленькие пухлые фигурки младенцев, много потайных шкафчиков и ящичков. Они выполняют функцию не только принадлежностей для письма, но и сейфа для драгоценностей, тайных писем и даже ядов – все то, что человеку хотелось бы скрыть от посторонних глаз.
В коллекцию фарфора входит около 500 предметов. В музее мы видим лишь небольшую его часть. Это чайный сервиз второй половины XVIII века – мейсенская фарфоровая мануфактура Германии. На ней можно заметить черные точки, означающие, что техника изготовления фарфора еще не была усовершенствована. И сервиз первой половины XIX века, сделанный при правителе Наполеоне Бонапарте с его любимым символом - пчелы. Завершают эту композицию парные бюсты Людовика XVI и его супруги Марии-Антуанетты в технике «бисквит» – неглазурованного фарфора.
Дальше внимание падает на необычный предмет, который изготовил русский мастер второй половины XVII века. Посетители музея путают его с детским стулом и не только. А это оказывается стул для катания на льду – такие своеобразные «сани». К ним прикреплялись металлические полозья, вниз ставился горшочек с раскаленными углями для подогрева сиденья, дама садилась, и можно было кататься по льду.
Вернемся к картинам. «Распятие с предстоящими: Давидом и Моисеем» – французская школа XVI века. Шедевр изготовлен на деревянной доске. Здесь изображен Иисус Христос – сцена распятья, подле него – дева Мария – его мать, в сердце у нее мы видим кинжал – символ бренной скорби.
Еще одна из давних работ «Воскресение Иисуса Христа (Стража у гроба)» – с подобной тематикой, но арагонская школа, конец XV – начало XVI века. Работа очень сильно пострадала при пожаре, была в плачевном состоянии, когда попала в музей ASG. Сейчас реставрирована, но если посмотреть за раму, то можно увидеть, что она вся обугленная. Данная работа вероятнее всего находилась в церкви, так как она очень похожа на ретабло (с испанского «иконостас»), потому что инкрустирована металлическими золоченными ставками, что характерно для испанской школы.
Как рассказывает искусствовед Международного института антиквариата Дарья Молотникова:
«История следующей работы очень занимательна. Когда она к нам попала, то была в плохом состоянии. После этого работа была атрибутирована и на ней найдена подпись французского художника XVIII века Франца Ксавьера Людвига Хохра. Стало ясно, что это «Кающаяся Мария Магдалина».
Следующий важный персонаж для католической церкви – Франциск Ассизский. Этот святой был популярен тем, что подражал Иисусу Христу. На его руках можно заметить раны – такие же стигматы, как у Иисуса Христа, которые он сам себе наносил. Он бедствовал и жил свою жизнь, принимая все обеты и аскезы – любовь к ближнему, бедность, отрешенность, монашеский образ жизни. В его руках – распятие, на котором Иисус Христос не изготовлен из дерева, а очеловечен, тем самым художник хочет показать, что между ними двоими есть связь.
Еще одна работа с интересной историей - «В мгновении ока». Одним посетителям она очень нравится, а других отталкивает. Дарья поведала, что картина пришла без верхней округлой части – она была добавочной и на ней не было изображения скелета, он был записан. Когда картину начали атрибутировать, устанавливать автора и время создания, нашли подобную работу в испанской церкви и мастером оказался Хуан де Вальдес Леаль. Это художник в свое время не прижился, так как считался в XVII веке абсолютно отталкивающим, потому что писал о бренности бытия, скоротечности жизни и смерти. Многие в то время считали, что его работы «плохо пахнут». Мастер-реставратор ASG восстановил общую композицию. На шедевре есть фраза «In ictu oculi», которая в переводе с латинского означает «В мгновение ока». То есть сама смерть указывает нам на то, что может прийти в мгновение ока и неважно, кто чем будет заниматься – будет ли королем, научным деятелем, путешественником или же доблестным завоевателем, нужно всегда помнить, что она рядом.
В музее представлена серия работ французского художника XVIII века Жан-Жака Лагрене, который был любим Екатериной II и писал оптимистичные работы на античные мотивы. Вдохновением послужило произведение поэта Овидия «Метаморфозы». Автор представил свое видение нескольких историй: «Аврора и Кефал», «Пигмалион и Галатея», «Персей и Андромеда», «Венера и Адонис». Смысл, который закладывал художник – жизнь во всех ее ипостасях – зарождение, рождение, наслаждение жизнью и смерть.
Еще стоит отметить и другие предметы искусства, приковывающие внимание. Это зеркало XIX века с блестящими вкраплениями – они отличают его от современных зеркал тем, что это признак старения. Также можно увидеть французские комоды XVIII века; рояль XIX века с клавишами из слоновой кости; мебельный гарнитур XIX века с наполнением из конского волоса и водорослей.
Один из интереснейших предметов – это мебель из набора Пьера-Антуана Белланже, французского мастера XIX века, который по заказу президента Белого дома изготовил набор из 58 различных предметов. Случился пожар и многое не уцелело, что-то остальные распродали. Судьба мебели Белланже из Белого дома известна не до конца. До сих пор остается загадкой местоположение большинства из них. Уникально, что в здании музея ASG есть 8 оригинальных предметов этого автора, которые стали настоящей вишенкой на торте в коллекции мебели XIX века, благодаря своему эффектному оформлению и знаменательной истории.
Напоследок упомянем гордость музея – его визитную карточку, сюжет на тему охоты Франса Снейдерса, XVII век, относящийся к фламандской живописи «Охота на оленя».
****
Адаптация сотрудника на рабочем месте – часть корпоративной культуры, в которую входит знакомство с ценностями, укладом компании и бизнес-процессами. В группе компаний ASG новых сотрудников с миссией и социально-значимой деятельностью знакомят, приглашая на экскурсию в Музей Международного института антиквариата. Это дает возможность быстро включить новичка в работу и познакомить с деятельностью компании.
Руководитель отдела управления персоналом Группы компаний ASG invest Юлия Устина:
«Область искусства для ASG является неотъемлемой частью корпоративной культуры. В первые месяцы работы сотруднику организовывается экскурсия в музей. С одной стороны, его посещение позволяет поддержать интерес, либо зажечь его к социально-ориентированным проектам компании, с другой, на подобных встречах всегда присутствуют представители разных отделов, что позволяет в неформальной обстановке завязать первичные контакты. Также искусство является объединяющим фактором в целом всей корпоративной культуры компании. Так, обстановка в офисе всегда имеет элементы того направления, с которым мы работаем (картины на стенах, стенды с проектами и т.д.). Также, сотрудники в компании получают возможность ознакомиться с новостями и трендами из журнала «Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата».
Комментарии