Специалисты Международного института культурного наследия выступили экспертами в исследовании петербургского фонда «ПРО АРТЕ»
Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «ПРО АРТЕ» проводит исследование актуальных профессиональных навыков журналистов и блогеров в сфере культуры и искусства в рамках конкурса «Искусный глагол». По приглашению фонда директор института Международного института культурного наследия Алина Булгакова и главный редактор журнала «Мир искусств» Светлана Бородина дали экспертное интервью по проблемам подготовки журналистов и особенностям взаимодействия музеев со СМИ.
Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «ПРО АРТЕ» - некоммерческая негосударственная организация. Основные направления работы: визуальные искусства, музейное дело, инклюзия. Многие проекты фонда созданы в партнерстве с Государственным Эрмитажем, Большим драматическим театром, Музеем истории Санкт-Петербурга, Новой сценой Александринского театра, Санкт-Петербургским государственным университетом.
Проект «Искусный глагол» реализуется фондом - победителем конкурса по приглашению благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Участники обсудили навыки и знания, которые нужны журналистам и блогерам, освещающим темы культуры и искусства, а также поговорили о взаимодействии СМИ и представителей музеев.
Тезисы беседы: «Журналист, пишущий об искусстве, должен обладать художественным вкусом, эрудицией и значительным интеллектуальным багажом, хорошей памятью и аналитическим мышлением, а также владеть культурой письменной речи. Широта кругозора, заинтересованное отношение к теме и собственный стиль - то, что важно для человека, который пишет об искусстве». (Светлана Бородина)
«СМИ формируют общественное мнение к тем или иным событиям, ценностям, в том числе и культурного плана. Журналист, который пишет про искусство, должен обладать широтой кругозора, разбираться в современных тенденциях, обладать насмотренностью, уметь давать объективную оценку или профессиональную критику. Такому человеку важно развиваться во всех областях, ведь искусство и культура так или иначе связаны со всеми сферами нашей жизни». (Алина Булгакова)
«Печатные и электронные средства массовой информации зачастую не хотят брать материалы по искусству, потому что они менее популярны у массового читателя. И это логично: культура и искусства – области, в которых нужно хорошо разбираться, чтобы писать об искусстве, если это не репортаж о событии, этим надо жить. Меня не очень заботит число читателей, вспомним Кирилла Разлогова, он подчеркивал, что аудитория канала «Культура» - 6 % от российского общества. Но это те, кто составляет интеллектуальную и творческую элиту». (Светлана Бородина)
«Журналистам нужно помнить, что искусство - форма общественного сознания, по уровню его развития можно судить об идеалах, вкусах, настроениях, морали в обществе, искусство - это не развлечение. И этому журналисты могут и должны учиться у музейных работников. Считаю, что если будет разработан грамотный учебный план, журналистике можно научить любого человека. Просто в дальнейшем, как и в любой профессии, кто-то будет работать на уровне мастера, а кто-то на уровне ремесленника». (Светлана Бородина)
«Я много пишу про искусство и у меня нет журналистского образования. Я считаю, что научиться профессии журналиста сложно. Здесь или есть понимание, чутье и талант, либо его нет». (Алина Булгакова)
«Я готова учиться у кого угодно и чему угодно, единственное препятствие для меня – это отсутствие времени. Обучение важно для любого человека, оно активизирует мыслительные процессы. И если даже я с чем-то не согласна в обучении, мне это нравится, потому что запускается внутренний монолог, и я нахожу варианты, как бы я могла дискутировать с человеком, чтобы донести свою позицию. Когда ты идешь учиться, важно кто учитель. Я сама преподаю и могу сказать, что для того, чтобы делиться знаниями, нужно не только обладать интеллектуальным ресурсом, но и эмоциональной «заразительностью». (Светлана Бородина)
«Для меня как для преподавателя самая интересная дисциплина – атрибуция и экспертиза художественных ценностей. Мне важно не просто рассказать студентам материал, а чтобы они сразу могли применять свои знания на практике. Поэтому со студентами активно работаем с Большим собранием изящных искусств ASG» (Алина Булгакова)
«Смотрела японские образовательные передачи. Хочу отметить момент, который мне понравился. Как у нас проходит обучение? Это обычно знаток (учитель) и ученики, а там обязательны знаток (учитель), интересующийся (модератор) и ученики. Мне кажется, что такой формат интересен для искусства, потому что иногда участники стесняются задавать вопросы, высказывать свое мнение, а модератор направляет дискуссию, может расшевелить или спровоцировать аудиторию и лектора. И конечно же, я считаю, обучение наиболее эффективно в живой группе офлайн – так лучше усваиваются знания и видно личность как учителя, так и ученика. Самыми эффективными способами обучения считаю программы, где ученики выступают в качестве собеседников, соучастников, сотворцов учебного процесса. Например, это может быть мастер-класс увлеченного своей темой человека. В первую очередь, внимание притягивает личность. Это касается как учителя, так и непосредственно журналиста. Манкость личности для журналиста, пишущего по искусству, необходима». (Светлана Бородина)
«Среди тех, чьи работы стоит изучать могу назвать - Ясен Засурский, Михаил Пиотровский, Роберт Виппер, Александр Андреев, Вера Конради и другие. Их работы отличаются тщательностью проработки материала, глубочайшими познаниями, личным отношением, вкусным языком и неспешным повествованием» (Светлана Бородина)
«Для меня в настоящее время самый интересный культурный проект – передача «Еще не Познер» Николая Солодовникова. Среди профессионалов своего дела могу, к тем, которых отметила Светлана Дамировна, добавить Ирину Антонову, Массимо Пулини» (Алина Булгакова)
Комментарии