ASG
Деловой онлайн портал

В Музее частных коллекций состоялась встреча с реставраторами

В Музее частных коллекций прошла встреча с реставраторами, на которой сотрудники реставрационных мастерских говорили о своем опыте, настоящей деятельности и будущих планах. Напомним, что недавно состоялась презентация книги «Спасенная красота. Инвестиции во благо!», в которой в том числе было рассказано про восстановление предметов, входящих в Большое собрание изящных искусств посредством реставрации.

IMG_0272.JPG

Сначала приветственное слово взял директор реставрационных мастерских Иван Никонов:

«Я обычный строитель-технолог. Начинал с того, что просто контролировал реставрации, но заразился и на протяжении уже второго десятка стал заниматься этой деятельностью. Результаты вы видите сами – это сами объекты и книга, в которой о них рассказывается».

IMG_0226.JPG

Автор-составитель «Спасенной красоты», редактор журнала «Мир искусств», доктор педагогических наук Светлана Бородина также поделилась историями сохранения старины и придания предметам исторического вида:

«Порой предмет находится у нас в собрании в таком состоянии, что иногда вообще трудно понять, что он из себя представляет. Есть множество вариантов, как вернуть его в тот вид, в каком его задумал создатель. Все решает художественно-реставрационный совет, его представляют Алина Булгакова и Марина Сорокина. Реставрационный совет – это чрезвычайно важный орган, который не просто ведет научно-методическую, исследовательскую, но и большую коммуникационную работу. Так как согласовать интересы разных сторон – практиков, учредителя, собственника, свою совесть искусствоведа и профессиональную деятельность очень непросто. Но им удается находить компромиссные решения, когда и стоимость работы, и сроки, и качество, и художественный уровень находятся в относительной гармонии».

IMG_0234.JPG

Далее слово передали Алине Булгаковой, директору Международного института культурного наследия, которая рассказала о том, как она видит работу реставрационных мастерских и планирует ее будущее.

«Это уже наша третья презентация книги. Во время этих презентаций все в основном говорят про ее первую часть, которая посвящена реставрации объектов культурного наследия, объектов архитектуры, а я хочу сказать про вторую часть – про реставрацию живописи и мебели. Эта часть представляет собой сборник реставрационных дневников или реставрационных паспортов. А мы знаем, что реставрационный паспорт – это лицо мастера-реставратора и самый важный документ информационного процесса. Есть специальные сайты, на которых как раз публикуются реставрационные паспорта, в том числе это делается и на нашем сайте «Мир искусств», в электронном виде. А сейчас, благодаря этой книге, мы можем посмотреть реставрационные паспорта, изданные на прекрасной бумаге с яркими иллюстрациями. И каждый из них является резюме нашего мастера-реставратора. Многих присутствующих здесь я знаю с 2011 года, когда пришла на работу в музей и устроилась сначала в реставрационные мастерские простым наблюдателем, а потом постепенно начала переходить от теории к практике. Я начала понимать процессы реставрации, ее закономерности, что правильно, что нет, какими материалами нужно пользоваться, как этими материалами работать. И постепенно ко мне пришло осознание важности вашей профессии, ее значение для истории. Я хочу сказать, что ваш труд очень красив, благороден, честен. Когда я прихожу в ваши реставрационные мастерские, то всегда забываю обо всех своих проблемах, потому что в них всегда царит позитивная и творческая атмосфера – некая арт-терапия. И всегда я ухожу от вас наполненная. Когда провожу экскурсию и рассказываю о первоначальных создателях этих предметов, то всегда вспоминаю мастера-реставратора, который возродил предмет искусства к новой жизни. Что касается живописи, я назову только одно имя – Андрей Сульдин. Это человек, которого я уважаю и ценю, является для меня гарантом качества, потому что когда картина, находящаяся в плохом состоянии, попадает к нему в мастерскую, за нее всегда можно быть спокойным. Хочу отметить, что хотя ваших имен и нет среди авторского коллектива, написавшего эту книгу, но все вы, безусловно, являетесь ее соавторами. Сегодня хочу поздравить нас с выходом такого прекрасного литературного труда и поблагодарить вас за возможность быть сопричастными к труду».

IMG_0237.JPG

Завершая вступительную часть, слово взяла Светлана Бородина:

«Я в своем развитии тоже прошла определенный путь. Сначала меня удивляло, что самой популярной рубрикой нашего журнала являются реставрационные мастерские. Теперь я понимаю… Людей восхищает, восторгает то, как практически из ничего, из каких-то сломанных искореженных деталей, отслоившегося шпона появляется шедевр – красивый, пропорциональный и гармоничный. Мне очень хочется, чтобы в будущем мы популяризировали эту работу! А имена реставраторов стали известны широкому кругу лиц. У каждого из вас, безусловно, есть секреты, собственная диагностика и экспертиза. Я в очередной раз очень рада, что у нас сформировалась такая команда реставраторов. Хочу напомнить, в 2013 году на нашей практической конференции в ратуше мэр Ильсур Метшин сказал, что благодаря АSG сформировалась казанская реставрационная школа – тогда, конечно, это воспринималось, как небольшой аванс.

Теперь, я думаю, ни у кого нет сомнений, что реставрационная школа сегодня оформилась и состоялась. Ее деятельность связана не только с архитектурным наследием, но и с изобразительным и прикладным искусством. Высшая оценка казанской школы – казанская практика реставрации, уникальный сформированный стиль».

photo1703489772 (1).jpeg

IMG_0265.JPG

Далее мастера-реставраторы также поделились своими воспоминаниями, а потом им провели экскурсию по Музею, где они увидели восстановленные предметы, вписанные в концепцию залов, посвященных частным коллекционерам прошлого с известными дворянскими фамилиями России, которые внесли богатый вклад в формирование культурного наследия нашей страны. 

(0)

Комментарии

Ваш комментарий


Подписка на
новостную рассылку