ASG
Деловой онлайн портал

«Главная заповедь реставратора — как у врача: не навреди!»

«Главная заповедь реставратора — как у врача: не навреди!»

Шедевры живописи, как и любая вещь, имеют свою историю, порой удивительную и уникальную. Реставрационные мастерские ASG собирают по крупицам редкие произведения искусства, когда-то служившие предметами интерьера и быта знатных людей своего времени. Частная коллекция компании почти тридцать лет собиралась в Казани, в ее запасниках более 7 тысяч экспонатов. Среди них — предметы искусства и европейского антиквариата: живопись старых мастеров (включая шедевры Франса Снейдерса), мебель, часы, сервизы XV — XIX веков. Все они будут представлены в частном музее во Дворце изящных искусств, который скоро откроется в Казани. О потаенных местечках в ларце для ядов, о том, кто и почему подрисовал усы героям на старинных картинах журналистам «Реального времени» рассказал директор реставрационных мастерских ASG Иван Никонов.


— Что такое реставрация и какая она бывает?

— Бывает музейная реставрация. Она подразумевает под собой консервацию и предотвращение последующего разрушения. В таком виде предметы выставляются за веревочками, чтобы никто к ним не подходил. А есть коммерческая реставрация — под использование. Чтобы на исторических стульях можно было сидеть, например.

А вообще, реставрация — очень глубокий термин. Это не только о предметах культурного наследия и антиквариате. Его можно применить и к людям. Все в нашей жизни нужно реставрировать, я считаю. Есть популярное выражение: «Все мы строители своей жизни», и точно так же мы все реставраторы своей жизни. С момента рождения мы начинаем накапливать культурные ценности. Появляется интерес к материальным ценностям, которые хочется сохранить, будь то бабушкин сундук или, например, сервиз. Хочется, чтобы через 200 лет наши потомки могли их увидеть. Сохранить то, что к нам пришло, и передать будущим поколениям помогает процесс консервации, когда мы останавливаем разрушение и поддерживаем предмет в процессе эксплуатации.

Вторая часть реставрации — сохранение аутентичности. Взгляните на эти стулья. Мы их уже отреставрировали, атрибутировали (выяснили, к какому стилю, времени и стране они относятся), законсервировали, укрепили, и они стоят в черновой обивке. Чтобы потом, когда будут создаваться интерьеры нашего Дворца изящных искусств, мы подобрали материал-компаньон к остальной обстановке, обтянули стулья и выставили их в аутентичной исторической гостиной.

А вот этот комплект мебели сохранился «в родной» гобеленовой обивке. Это Франция, XVII век, времена Людовика XIV. Мы скрепили разрушавшиеся элементы, очистили обивку и дерево, подшили гобелены. Это музейная реставрация: гарнитур будет выставлен для демонстрации.

c0d3abeea559f1f3.md.jpg

Этот комплект мебели сохранился «в родной» гобеленовой обивке (Франция, XVII век, времена Людовика XIV)


— Наверняка к вам попадают предметы с уникальной историей — ведь в запасниках ASG более 7 000 предметов. Расскажите, какие интересные случаи можете вспомнить навскидку?

— Да, мы нередко встречаемся с загадками и интересными предположениями. Начинаешь какой-нибудь туалетный столик делать, снимаем зеркало — а под ним спрятаны бумаги с записями, сделанными двести, триста лет назад…

Как-то работали с большим ларцом. Стали разбирать — и в конструкции нашлись потайные местечки, из которых мы извлекли серебряную ложечку, старинный шприц и записи на французском языке. А еще в дереве сохранялся странный запах. Наши искусствоведы изучили вопрос и пришли к выводу, что этот ларец использовался для хранения ядов. Это была ядница!

А вот стул для гусар, как мы его называем. Он квадратной формы, у него есть подлокотник только с одной стороны. Это, чтобы было куда свесить шпагу — с той стороны, где подлокотника нет.

— Есть в коллекции вещи, которые точно принадлежали великим историческим личностям?

— Видите вон тот сосуд? На нем вензель Наполеона Бонапарта. Еще у нас есть столовый сервиз, на нем не только вензель, но и его любимые пчелы. Пчелу как символ государственных и семейных традиций Наполеон поместил на свой личный герб. По ней искусствоведы и определяют принадлежность к его имуществу.

ba04a73398aa3426.md.jpg

Сервиз с вензелем Наполеона Бонапарта

— Какие загадки приходилось разгадывать?

— Вот, посмотрите: картина испанской работы XVII века. Изображено много золота, разложенные на столе чертежи. По моему мнению, на этих чертежах изображена церковь, в которой эта картина находилась. Наши искусствоведы, кажется, даже нашли эту церковь.

Но самое главное — к нам это полотно попало без скелета. Когда мы начали изучать картину под ультрафиолетом, оказалось, что на ней было наслоение: скелет был закрашен. Дело в том, что в один момент в XVIII веке стало запрещено изображать нечисть и макабрические мотивы. Наш реставратор воссоздал первоначальный сюжет, который символизирует: с собой на тот свет ничего не унесешь. Сначала поверхностный слой расчистили, сняли поздний слой, скелет раскрылся, и реставратор-художник его восстановил.

— Как еще страдают картины от времени? С чем вы сталкиваетесь во время реставрации?

— На картинах бывает много отслоений, осыпей и банальных загрязнений. Еще могут быть намеренные повреждения — дыры от холодного оружия, от огня. Даже попадали к нам картины, на которых героям подрисованы усы.

c34386b8ab4d5709.md.jpg

К реставраторам ASG это полотно попало без скелета. Когда начали изучать картину под ультрафиолетом, оказалось, что он был закрашен



— Что в вашей коллекции относится к самым давним временам?

— Пару месяцев назад мы взяли в работу часть французского сундука XV века. Там буквально несколько дощечек с резьбой, мы сейчас их консервируем. А что касается живописи — у нас есть испанские картины, написанные на досках, самые старые из которых датируются XIV веком. У нас сейчас мастер работает над таким произведением — это образ Христа, и там главная проблема — срастить растрескавшуюся древесину. Для этого мы используем, как правило, старые клеевые составы на основе животного жира.

— Как содержатся отреставрированные экспонаты?

— В помещении должна поддерживаться прохладная температура, умеренная влажность. У нас стоят гигрометры, системы вентиляции и кондиционирования. Есть целый список условий, которым должна соответствовать климатическая обстановка в месте хранения музейных предметов.


Подробнее: https://m.realnoevremya.ru/articles/320627-ivan-nikonov-glavnaya-zapoved-restavratora-kak-u-vracha-ne-navredi

(0)

Комментарии

Ваш комментарий


Подписка на
новостную рассылку