В Доме приемов ASG появилась отреставрированная французская арфа
В 2014 году Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось двумя старинными музыкальными инструментами – арфами. Одна из них недавно прошла реставрацию и в настоящее время украшает пространство салона в Доме приемов ASG.
Представленная арфа была изготовлена в мастерской «Кузино отец и сын» («Cousineau père et fils») во Франции в конце XVIII века. Ее высота 158 см, верхняя часть украшена резной волютой с узорами в виде листьев. В ней же расположен механический затвор, который можно рассмотреть под ажурной пластиной из латуни в виде надписи «Cousineau père et fils à Paris» с утраченным стеклянным колпаком.
Каннелированная колонна арфы декорирована резьбой в верхней части капители, представляющей собой консоль с лавровыми гирляндами. У данной арфы стандартные 7 педалей, а также 39 струн, часть из которых была утрачена или пришла в негодность.
Арфа — это древнейший щипковый музыкальный инструмент. Существует легенда, что свое происхождения она берет от охотничьего лука, когда первобытные люди заметили, что при натягивании тетива издает звук. А прикрепив дополнительные с разной высотой звука, можно уже было исполнить мелодию. Также подобие арфы присутствовало практически во всех древних культурах, в том числе и шумерской, что говорит о зарождении музыкального искусства наравне с зарождением человечества.
В средневековье этот инструмент использовался прежде всего в религиозных учреждениях: церквях, монастырях и соборах. Ученые монахи, среди которых были выдающиеся композиторы и педагоги, писали музыкальные произведения для арф, а также заносили информацию о ней в свои писания. Но и бродячим музыкантам и цирковым артистам Европы тоже приглянулся этот струнный инструмент. В то время он был достаточно компактным и стал удобным аккомпанементом во время выступлений.
Кауфман, Ангелика. Портрет Фердинанда IV с семьей
Но все же наибольшее распространение в Европе арфы получили в XV-XVII веках. Появились большие напольные арфы. Инструмент претерпевает не только внешние преобразования, развитие музыкальной культуры требует расширения диатонического строя, приведшее к увеличению числа струн. Теперь это не только аккомпанемент одного артиста, но и часть хоровых и оркестровых произведений, написанных, например, такими известными итальянскими композиторами, как Орландо Лассо (1532-1594), Джулио Каччини (1548-1618) и Клаудио Монтеверди (1567-1643).
В австрийском городе Тироль примерно в 1660 году изобрели механику с крючками, позволяющими при их повороте натягивать или отпускать струны, меняя высоту звука на полтона. Эта система не была удобной, но стала первым шагом на пути к усложнению механизма арфы. И в 1720 году немецкий мастер Якоб Хохбрукер (1673-1763) придумал механизм с педалями, которые воздействовали на крючки, прижимавшие струны. Но наиболее высоких результатов в создании музыкальных инструментов мастера достигали в сотрудничестве с композиторами и исполнителями, о чем свидетельствует совместная работа чешского арфиста и композитора Иоганна Баптиста Крумпхольца (1745-1790) и ремесленника Жоржа Кузино (1734-1800), приведшая к созданию «арфы Крумпхольца» - инструмент со специальной восьмой педалью, регулировавшей звучность от громкой до тихой.
Подробнее об истории его семейного дела – в материале журнала «Мир искусств».
Комментарии