ASG
Деловой онлайн портал

Экспертное мнение: Тенденции рынка коммерческой недвижимости

Что происходит с рынком коммерческой недвижимости? Что делать с пустыми помещениями? Какие есть перспективы развития? На эти вопросы ответила эксперт в области коммерческой недвижимости группы компаний ASG, заместитель генерального директора УК «ЕАС» Айгуль Хамитова:



В период нестабильной геополитической (и как следствие, экономической) ситуации, которая началась с февраля 2022 года, выросла доля вакантных площадей в бизнес-центрах и торговых комплексах. Основными факторами риска для рынка аренды коммерческой недвижимости стали: уход многих международных компаний и брендов; сокращение форматов отечественных операторов; общее снижение уровня жизни, изменение потребительских привычек и потребительской активности.


В новых условиях большого количества «закрытых дверей» магазинов и заметно снизившегося трафика, собственникам и девелоперам, независимо от характеристик объектов, приходится принимать дополнительные меры для привлечения посетителей и поиска потенциальных партнеров. Однако, рынок торговой недвижимости давно находится в поисках новых форматов — собственники ищут свежие идеи, которые будут оптимизировать трафик в торговом центре.


Одной из них может стать перепрофилирование – выбор в сторону мультиформатных решений использования торговой площади: например, сочетание коммерции и государственного сектора (хорошим кейсом может служить включение в общую концепцию крупного объекта торговли флагманских отделений многофункциональных центров и  структур по реализации социальных услуг для населения – центр занятости, миграционная и социальная службы и т.д.). Формат развлекательной составляющей в торговых комплексах не является чем-то новым для рынка и известен давно. А вот включение в общую инфраструктуру торгового объекта новых, интересных направлений поможет сгенерировать трафик и придать услуге импульс «полезности». Это могут быть спортивные, оздоровительные направления (студия йоги, школа единоборств, центр спортивной гимнастики). Также можно рассматривать и услуги, акцентированные на тематику детского и юношеского развития (школа скорочтения, лингвистический клуб), профориентации (курсы флористики, 3D-моделирование), хобби (школа танцев, гончарная или столярная мастерская) и т.д.

Торговые и бизнес-центры начинают предлагать пространства, которые способны обеспечить качественную презентационную часть и практические активности: выставочные залы и музейные галереи (выставки современного искусства, экспозиции технологических новинок, выставки молодых дизайнеров, handmade-ярмарки), площадки для мастер-классов и семинаров, work-зоны. Вместо привычных магазинов и фудкортов на пустующих площадях торговых центров возможно открытие медицинских клиник, рекреационных зон. Интересным нам кажется включение в общую инфраструктуру ТЦ проектов, генерирующих активный молодежный трафик – TikTok студии, киберспортивные арены.

Подобные функциональные решения нестандартного использования собственниками торговых пространств – это не всегда история про быструю прибыль, часто это история про значимость и полезность, а значит – сохранение интереса к объекту со стороны потребителя, рост трафика, и в конечном счете – повышение спроса на предлагаемые площади и увеличение доходности объекта.

Если говорить о сохранении традиционных решений и функций использования торговой площади, то наблюдается интересная тенденция по внедрению форматов крупных отечественных мультибрендовых магазинов (универмагов), что также может стать опорной точкой в развитии (с учетом параллельного импорта, такое решение выглядит логичным). Очень активный интерес к развитию на российском рынке проявляют турецкие и азиатские компании, мы уверены, что они смогут занять серьезные позиции и обеспечить наполнение торговых комплексов новыми и успешными брендами. Кроме того, мы видим, что ряд крупных иностранных брендов, ранее приостановивших свою работу в России, предпринимает шаги по сохранению действующих магазинов (с изменением юрисдикции и логистики, обновлением наименования). Какие бы нестандартные формы функционального и содержательного наполнения не использовались собственниками объектов коммерческой недвижимости, в конечном счете, такие изменения должны были стать и стали неизбежными. Меняется окружающая реальность, и мы меняемся вместе с ней.


Источник: Экспертное мнение: Тенденции рынка коммерческой недвижимости
(0)

Комментарии

Ваш комментарий


Подписка на
новостную рассылку