ASG
Деловой онлайн портал

Казанские студенты изучают коллекцию искусства ASG

В Доме приемов ASG на Карла Маркса прошла защита магистерских диссертаций, в основу которых легли произведения Большого собрания изящных искусств компании

22 июня в Доме приемов ASG состоялась защита магистерских диссертаций, выполненных на материалах Большого собрания изящных искусств студентами Казанского государственного института культуры.

Институт культурного наследия распахивает свои двери для студентов, которые проявляют интерес к изучению и исследованию коллекции Большого собрания изящных искусств. Так как он обладает для этого огромной научной базой. В связи с этим компания провела диссертационную защиту для студентов в Доме приемов на Карла Маркса. Помимо материалов для изучения, студентам помогали даже стены – культурная атмосфера этого места ментально возвышала их работу и способствовала погружению в представление своих трудов комиссии.

Выпускные квалификационные работы студентов 2-ого курса направления подготовки «Культурология» по профилю «Экспертиза культурных ценностей» были посвящены шедеврам мирового значения из коллекции БССИ. В процессе защиты студенты рассказывали о проделанном исследовании, анализировали гипотезы и делали выводы.

Дарья Молотникова первой представила свою диссертацию «Экспертиза произведений искусства с непрофессиональными реставрационными вмешательствами». В своей работе она обратила внимание на то, что реставрационные вмешательства являются одним из ключевых слагаемых восстановительного комплекса мероприятий впоследствии воздействующих на экспертное заключение. И пришла к выводам, что изучение непрофессиональной реставрации, ее результат на культурологические экспертизы и атрибуции предметов изобразительного искусства имеют теоретическое и практическое значение. Во время защиты магистерской диссертации Дарья продемонстрировала исследование картины Яна Ливенса «Мужской портрет в восточном костюме» под ультрафиолетовой лампой.

Моя тема напрямую связана с Большим собранием изящных искусств ASG. Я была под большим впечатлением, когда впервые увидела произведения искусства старых мастеров в музее Институте культурного наследия.  Предметы, которые можно не только визуально оценить, но и изучить – к такому факту будущему эксперту культурных ценностей нельзя оставаться равнодушным. И по сей день, я занимаюсь атрибуцией мебели и живописи из БСИИ ASG, только уже не в качестве студента-магистранта, а искусствоведа Музея частных коллекций в Доме Александрова. Возможность изучения коллекций БСИИ ASG через информационный портал «Мир искусств», каталоги и статьи, шанс сотрудничать с Булгаковой Алиной Вячеславовной и Бородиной Светланой Дамировной, публиковать общие научные работы в вестнике «Мир искусств» – все это послужило началом комплексного исследования – моей магистерской диссертации. Коллекция живописи потрясла меня работами всемирно известных художников, таких как Франс Снайдерс, Гвидо Рени, Микеле Тозини и так далее. Однако произведения малоизвестных для неподготовленной аудитории мастеров, их последователей и подмастерьев являются ценным объектом культуры и искусства. Произведение искусства, как и любой другой продукт деятельности человека, является бессменным предметом сохранения и изучения. Не важно, являешься ли ты представителем молодежи, среднего возраста или старшего поколения – интерес к искусству есть обыкновенное природное желание приблизиться к эстетизированной среде. Он был, есть и будет всегда.

Работа Голубевой Анастасии посвящена «Эволюции образов Иисуса Христа и Мадонны в искусстве Испании XVII-XVIII веков».

Данную тему я выбрала, потому что изначально в рамках занятий по атрибуции мы начали изучать испанское искусство. Это моя первая работа – парные изображения Иисуса Христа и Девы Марии из Большого собрания изящных искусств ASG. Мой интерес возник именно в том, что они имели очень необычную трактовку изображения – это стало привлекательным моментом в качестве рассмотрения в рамках пары и составления статьи, которая в дальнейшем была опубликована. Меня захватила данная тема и далее я решила развить ее уже в полноценное исследование – привести не только парные изображения, но и при этом включить культурологические и социальные контексты для того, чтобы понять, каким образом произошло так, что изображения имели такие характерные особенности. Сложности скорее были в том, что не всю информацию легко было найти. Большинство сведений содержались только на иностранных сайтах, и нужно было сравнивать их и сопоставлять. Во многих ресурсах информация варьировалась по-разному, отличалась, поэтому следовало указывать несколько источников, чтобы ее утвердить. Но в целом работа очень интересная – это как маленькое расследование, в котором можно прийти к тем или иным выводам. И никакие из них не будут точно ложными или правильными, потому что это зависит от интерпретации и социокультурного контекста, в котором было создано произведение. Я считаю, что Большое собрание изящных искусств представляет особенную ценность как для Республики Татарстан, так и для России, ведь оно содержит огромную коллекцию, богатую базу и продолжает развиваться с помощью научной деятельности. Это приносит свой вклад в изучении коллекционирования, в изучении живописи и других видов искусства. Я думаю, интересы молодого поколения в наше время могут разниться, каждый выбирает что-то свое, мотивы могут быть разными, почему именно они пришли в искусство и эту деятельность. Для меня же основополагающим было узнать, как с точки зрения людей прошлых эпох воспринималась выбранная мной тема, как транслировалась и какое влияние оказывала на современное искусство, в том числе.

Диссертация Герасимовой Дарьи была на тему «Мифологемы смерти визуальной культуры Европы XVII-XIX веков». На сегодняшний день интерес к изучению феномена смерти демонстрируют представители самых разных областей гуманитарного знания: философии, культурологии, искусства, поэтому она и выбрала для своего исследования данный вопрос.

– Изначально в рамках пары я увидела некоторые картины, посвященные своей теме. Одна из картин, которая вдохновила меня на эту тематику, была большая работа «В мгновение ока» Вальдеса Леаля. Все картины, которые есть в собрании ASG, связанные с моей темой, мне нравятся своей энергетикой, спокойствием. Особенно ценно то, что у меня есть возможность посмотреть на них вживую и не один раз, детально рассматривая и ощущая этим самым автора произведения. У меня не было задачи именно атрибутировать картину, у меня стояла задача анализировать влияние и тему самой смерти. В этом мне помог сайт ASG, с которого я брала описание картин и атрибуцию. На картину, которую я вынесла для демонстрации (натюрморт Ванитас), было мало детального описания для моей главы, и я писала его сама. В моем исследовании фигурировало направление цифровой иллюстрации. Для меня эта исследовательская работа стала очень полезной, в том плане, что я могу воплотить теорию на практике даже лично для себя и думаю, для других российских художников и цифровых иллюстраторов также вызывает интерес изучать данную тематику.

Алина Булгакова, научный руководитель студентки, добавила:

– Самое ценное в дипломе Дарьи – третья глава, в ней она провела аналогии между картинами старых мастеров, в том числе из нашего собрания и произведениями художников XIX-XX века современной иллюстрации – такого до нее точно никто еще не делал. В этом заключается ее абсолютная научная новизна и актуальность работы.

Аладинская Марина защищала диссертацию о «Частном коллекционировании как фактор формирования специальной культурной среды региона на примере частных музеев Республики Татарстан». Один из рассматриваемых ей музеев стал Музей Института культурного наследия.

– В своей работе я выбрала сам музей, точнее моя работа была посвящена феноменам современного частного коллекционирования именно в нашей республике. И Музей частных коллекций Института культурного наследия выступил в качестве примера. Смысл моей дипломной работы был в том, чтобы рассказать о современном частном коллекционировании в целях, задачах, во влиянии на формирование социальной культурной среды региона. Если говорить об атрибуции произведений из Большого собрания ASG, которыми я тоже занималась, то здесь самые главные проблемы в том, что, во-первых, совершенно нет источников на русском языке, во-вторых, по этим картинам, мебели, предметам искусства не было исследований, созданных раньше, то есть мы здесь выступаем первопроходцами. Собрание изящных искусств действительно ценное, потому что это единственное такого размера, объема, качества и уровня коллекция предметов искусства в Поволжье. Больше такого нет, поэтому этот музей действительно можно считать уникальным, в других городах, в других регионах есть обширные коллекции русского искусства, а такого направления больше нигде нет. Также ценность этого собрания в том, что оно собрано по научному принципу, то есть, подобрана или работа одного автора или работа круга этого автора или его учеников и последователей. Поэтому данное собрание еще уникально тем, что оно является систематизированным собранием на научной основе – это настоящее коллекционное собрание, а не просто сбор старинных вещей одного направления. Искусство и культура и все, что связано с данными понятиями – это базовые ценности. Люди, в том числе молодежь, рано или поздно приходят к таким глобальным простым вещам, как красота, доброта, искусство. Каждый все равно в душе тянется к прекрасному, потому что именно это дает успокоение и гармонию.

Директор Института культурного наследия Алина Булгакова:

– Работу студентов, которые сегодня защищались, я оцениваю очень высоко. По нашему собранию выступили четыре студента – это все мои студенты, магистры направления «Экспертиза культурных ценностей». Более того, хочу сказать, что двое из выпускников будут работать у нас – один даже уже входит в штат компании, второй скоро приступит к работе. Важно заниматься со студентами, потому что этим мы взращиваем благодатную почву для того, чтобы в будущем молодое поколение приходило к нам, трудоустраивалось. Мы не просто их обучаем, а адаптируем под специфику нашей работы и нашего собрания. Трое из них представили исследования именно по данному направлению – по живописи старых мастеров на примере наших картин.

В настоящее время пространство ASG наполняется все новыми смыслами. Благодаря компании, научное изучение и продвижение все больше развивается. Исследования проходят с целью популяризовать это направление, искать и расширять его значимость для современного использования, привлекать в музей новые лица и события. Музей частных коллекций – это новое место, которое становится туристической и научной точкой притяжения.


(0)

Комментарии

Ваш комментарий


Подписка на
новостную рассылку