Международный институт культурного наследия представил новый научный проект – серию каталогов «Дворец изящных искусств ASG: здание, коллекции, интерьеры»
Международный институт культурного наследия представил новый научный проект – серию каталогов «Библиотека Мира искусств», куда войдут: «Дворец изящных искусств ASG: здание, коллекции, интерьеры», «Сто открытий старых мастеров», «Религиозные сюжеты в БСИИ».
Презентация состоялась в Доме приемов на Карла Маркса, где была организована эксклюзивная выставка вновь опознанных картин из собрания Музея частных коллекций, подготовленная при участии одного из самых известных искусствоведов России Вадима Садкова. Историк искусств рассказал про изученные им картины Большого собрания изящных искусств, включая уникальные работы авторства Франса Снейдерса, Ван Дейка и Бернардо Строцци.
«Атрибуция – это специфическая область, не магия и не чародейство, но и не математическая задача» – интригующе подчеркнул гуру в области искусства Старых мастеров профессор Вадим Анатольевич во время прочтения лекции по методике атрибуции предметов живописи. Атрибуция – одна из самых трудоемких и одновременно самых увлекательных профессиональных задач опытного искусствоведа. «И не всегда атрибуция – это ее идеальный вариант, когда вы безошибочно называете автора картины, определяете сюжет и можете проследить историю создания произведения до того, как оно попало в вашу коллекцию. Не было куплено на аукционе, а именно «как жило в веках» Это идеальный вариант, но не всегда это возможно». По технологическим, типологическим и теоретическим признакам. Этапы работы эксперта всегда очень разные. Если не удается сразу назвать автора, важно для начала установить принадлежность к определенной школе и время создания, таким образом сузив поиск нужного имени. Говоря об особенностях работы эксперта, доктор искусствоведения сравнил методику атрибуции с алгоритмом клинической диагностики медицинского заболевания – визит к врачу, сбор анамнеза, рентген, проведение анализов…. И, как в случае с постановкой диагноза, где последнее слово – за компетентностью врача, специалист по атрибуции делает экспертное заключение на основе совокупности всей полученной им информации и личного опыта.
На любопытный вопрос слушателя о том, можно ли натренировать искусственный интеллект распознавать «руку» мастера, Вадим Анатольевич уверенно заявил, что никакой прибор или искусственный интеллект не сумеет воспроизвести самое главное – активное чувство художественного качества. «Это может быть такое грубое сравнение... Как со служебными собаками» – шутливо подметил Вадим Садков, рассуждая о насмотренности и опыте эксперта.
Вадим Садков является куратором громких выставок Пушкинского музея, Эрмитажа, Нового Иерусалима, посвященных старым мастерам. С начала нынешнего года он тесно сотрудничает с научными сотрудниками МИКН в работе над голландско-фламандской коллекцией Большого собрания изящных искусств ASG. На встрече подняли важный вопрос о назначении западноевропейской живописи в формировании российской художественной школы, о меценатах, собиравших коллекции европейского искусства. Вадим Садков подчеркнул, что коллекция Музея – одна из немногих, экспонаты которой находятся именно в России. Ведущий российский искусствовед придерживается высокого мнения о Музее частных коллекций ASG, подчеркивая, что «казанский эксперимент – интересный, плодотворный и очень поучительный для чего-то подобного в дальнейшем».
Об искусстве различать техники европейских живописцев, а также их учеников и последователей, эволюции материальной основы и технологии живописи была прочитана лекция директором МИКН кандидатом наук доцентом Алиной Булгаковой. Оригиналы полотен на библейские сюжеты «Исцеление паралитика» и «Распятие с предстоящими», а также галантную сцену «Разговора влюбленных» все участники встречи могли увидеть вживую.
Международный институт культурного наследия охотно поделился планами издательской деятельности – материалы исследования, выполненные искусствоведами МИКН под руководством Вадима Садкова, лягут в основу издания «Сто открытий старых мастеров». В ближайших планах – работа над изданием «Религиозные сюжеты в БСИИ», предисловие к которому напишет митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.
Почетными гостями встречи были историки и культурологи, члены Общественного совета, редакционная коллегия журнала «Мир искусств», а также главный редактор журнала «Казань» Альбина Абсалямова. Для всех желающих по залам Музея частных коллекций была проведена экскурсия. Ее завораживающей особенностью является возможность «прикоснуться» к искусству, подлинным старинным предметам интерьера, не фигурально, а в самом прямом смысле слова.
Комментарии