Ученики Международной гимназии посетили усадьбу Гусева полоса в Сколково, восстановленную компанией ASG
Ученики Международной гимназии посетили усадьбу Гусева полоса в Сколково, восстановленную компанией ASG
Усадьба Гусева полоса находится на территории инновационного центра «Сколково», которая имеет статус объекта культурного наследия. Группа компаний ASG invest в марте 2021 года завершила реставрационные работы основного особняка в неоклассическом стиле и террасного парка, которые стали визитной карточкой «Сколково». Внутри здания были созданы аутентичные интерьеры с использованием антикварной мебели и шедевров живописи. Эти шаги вернули ему исторический облик не только снаружи, но и внутри, сегодня оно собирает восторженные отзывы и привлекает к себе внимание. В том же году проект «Ансамбль усадьбы Гусева Полоса, начало XX века» получил специальный диплом смотра-конкурса «Лучший объект сохранения и развития» на ІⅤ Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие».
Неудивительно, что это величие приковывает к себе взгляды. И все неравнодушные к искусству стремятся познакомиться с объектом поближе. С просьбой провести экскурсию для школьников к ASG обратились представители администрации Международной гимназии Сколково. За три дня более ста учеников гимназии смогли увидеть восстановленную усадьбу.
Мы поговорили с руководителем информационно-библиотечного центра Международной гимназии Сколково Светланой Анатольевной Чазовой, которая проводила экскурсию. Стоить отметить, что гимназия необычная, здесь специализируются на образовательных программах международного бакалавриата.
Почему для современного образовательного процесса важно погружать детей в историческую среду, и чем вызван интерес к усадьбе Гусева полоса?
‒ На деятельность нашего центра мы накладываем не только информационно-сервисную функцию, но и образовательно-воспитательную, направленную на развитие детей, их просвещение как в культурно-историческом, так и в патриотическом планах. Впервые увидев этот объект культурного наследия, я была поражена. Но информации практически никакой не было – я даже обращалась к коллегам-библиотекарям, которые мне помогали находить нужные материалы про территорию деревни Сколково, но про усадьбу не было вообще ни слова. Только благодаря исследованиям, которые были опубликованы со стороны компании ASG – про реставрационную работу, историческую составляющую этой территории, я хоть что-то нашла про Александра Ивановича Шумилина, первого и единственного владельца особняка. Примечательно, что этот дом для того времени имел достаточно современные технологии – водяное отопление, электричество, водоснабжение, канализацию. И важно детям это показать и рассказать, потому что они живут рядом со всем этим и им кажется, что так было всегда. А здесь появляется такой замечательный просветительско-образовательный аспект: ты им показываешь внутреннюю обстановку и они видят, а главное, понимают, как на самом деле было. Нам даже предложили на время экскурсии включить отопление дома, но я отказалась, чтобы ребята поняли, что отопление такого огромного дома очень затратно, да и летняя погода настраивает на комфортную температуру.
Смогли ли вы погрузиться в историческую атмосферу особняка?
‒ Безусловно, удалось, так как дети наглядно почувствовали историческую атмосферу и погрузились в нее, поскольку она была смоделирована с помощью старинных интерьеров. Кроме исторического, был затронут и технологический аспект, так как мы в нашей школе делаем упор на понимание и продвижение инноваций на любом этапе развития. Мы рассматривали планировку особняка – по чертежам, обсуждали идеи о функционале помещений, соответствующие той эпохе. Все это совпадает направлению развития учащихся. Также нужно отметить, что не все дети часто бывают в музеях, поэтому нам очень важно показать, откуда идут истоки, как создаются исторические интерьеры.
Считаете ли вы, что исторический интерьер создается мебелью и антиквариатом? Ваши впечатления от внутреннего убранства особняка?
‒ Понятно, что наличие аутентичной мебели, аутентичных элементов интерьера добавляет впечатлений и накладывает особое чувство. По сравнению с комнатами, которые еще не были наполнены, это сразу наглядно демонстрируется, поэтому однозначно, мебель и интерьер играют важную роль.
;
Какая реакция от экскурсии была у ребят?
‒ Конечно же, у детей был большой интерес. Некоторые, (что я, честно говоря, вообще не ожидала от старших классов), настолько погрузились в эту обстановку, что вышли из особняка достаточно впечатленными. Так как они не раз были в музеях и им есть с чем сравнить – они понимают и осознают всю ценность данной экскурсии. Особняк располагает к тому, чтобы ребята почувствовали себя в этом интерьере. Например, они восторгались просторам танцевального зала и даже использовали его по назначению.
Что именно впечатлило школьников? Что из того, что они увидели и узнали, может быть полезно в образовательном процессе?
‒ Понимание расположения здания, ландшафт, на котором находится особняк, его комнаты, соотношение всех этих объектов с точки зрения сторон света. Понимание состояния комфорта и наилучшего использования помещения, его функционала. Это соответствует таким учебным предметам в нашей программе, как математика, дизайн, социальные науки. Со старшими ребятами я делаю упор на меценатство, на то, что люди вкладывают свои деньги в сохранение культурного наследия, так как осознают его ценность. Я благодарна Алексею Владимировичу Семину и всей команде ASG за возможность транслировать эти ценности детям, так как историческая память, передача традиций, преемственность поколений очень важны.
Степан Саунин, выпускник 4 класса Международной гимназии Сколково, посетивший экскурсию:
‒ Я не спрашивал у одноклассников про их впечатления, но мне кажется, что они не очень были готовы делиться, потому что полученные эмоции были бурными. На территории инновационного центра Сколково, пройдя немного по парку, мы увидели хорошо отреставрированный старый особняк.
Лично мне сначала показалось, что эта экскурсия будет похожа на другие, наподобие того, что нам просто покажут комнаты, в которых жил определенный человек. Но рассказывали достаточно подробно, было интересно слушать, и сам особняк впечатлил своими масштабами.
Мне запомнилось то, что там были панорамные окна, есть задний парк, и, судя по фотографиям, которые нам показывали, раньше эта усадьба была не в очень хорошем состоянии. Сейчас ее достойно отреставрировали, и радует, что не купили какую-то современную мебель, а постарались передать атмосферу старинного здания антикварными вещами.
Все, что мне рассказали, я узнал впервые. Мне больше всего запомнилось, когда экскурсовод поведал, как это было до того, как отреставрировали это здание, и как стало теперь. И ничего почти не сохранилось, сохранилась только лестница, а в некоторых комнатах еще и стены – до них можно было дотронуться. В каких-то местах они, наоборот, не очень хорошо сохранились, и обои были как будто накинутые на стену – между стеной и обоями оставалось еще пространство. Мягкие стены – очень для нас необычно! Еще там есть задний парк, который был красивый.
Гусева полоса – очень интересный особняк, и я бы не сказал, что он похож на музей. Это дом-музей, потому что в музее много экспонатов, по которому обычно не разрешают спокойно гулять. А здесь ты ходишь и смотришь произведения искусства, которые представлены.
Я бы пошел еще раз на эту экскурсию, более подробно изучил комнаты, прошелся по тем помещениям, которые мы не затрагивали на экскурсии.
Спасибо всем, кто организовал для нас эту интересную прогулку во времени!
Фото предоставлены руководителем информационно-библиотечного центра Международной гимназии Сколково С.А. Чазовой
Комментарии