В расширенном заседании общественного совета журнала «Мир искусств» приняли участие один из самых известных искусствоведов России Вадим Садков и помощник Раиса РТ Олеся Балтусова
В рамках расширенного общественного совета журнала «Мир искусств» состоялось обсуждение проблем сохранения объектов культурного наследия, вопросов частного коллекционирования и атрибуции предметов искусства. Заседание прошло в Доме приемов на Карла Маркса 16, 18. В нем принял участие известный в России и Европе специалист в сфере атрибуции и экспертизы произведений искусства Старых мастеров Вадим Садков. Историк искусств и профессор уже во второй раз приезжает в Казань по вопросам исторического наследия. До этого он участвовал в конференции, связанной с государственно-частным партнерством в области искусства и сохранения исторических зданий.
Сначала в рамках мероприятия журналисты смогли провести перекрестное интервью с Вадимом Садковым в интерьерах Дома приемов, далее состоялось заседание участников Расширенного совета, а потом для всех желающих была проведена экскурсия по Музею частных коллекций, где гостей познакомили с Большой коллекцией изящных искусств. Собрание насчитывает более 7000 предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, значительная часть которых восстановлена в реставрационных мастерских Международного института культурного наследия.
Мероприятие посетила помощник Раиса РТ, член общественного совета журнала (с момента его основания), редактор книги «Спасенная красота» Олеся Балтусова, став одним из председателей заседания участников Расширенного совета.
Также в обсуждении участвовали члены общественного совета и друзья журнала «Мир искусств»:
доктор исторических наук, Вице-Президент Российского Комитета Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) Валеев Рафаэль;
доктор исторических наук, член Общественного совета при Министерстве культуры РТ Мансурова Айслу;
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета инноваций и традиций народной художественной культуры КазГИК Салахов Расых;
кандидат исторических наук, доцент, директор Института международных отношений КФУ Хайрутдинов Рамиль;
доктор филологических наук, профессор Явгильдина Зилия;
кандидат социологических наук, доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института дизайна и пространственных искусств (К(П)ФУ) Яо Михаил;
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и национальных искусств Института дизайна и пространственных искусств (К(П)ФУ) Еманова Юлиана;
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Богоудинова Роза;
советник ректора Университета Иннополис Зураб Отарашвили.
Заседание открыла главный редактор журнала «Мир искусств», автор-составитель издания «Спасенная красота. Инвестиции во благо!», старший научный сотрудник МИКН, доктор педагогических наук Светлана Бородина. Она поочередно представила всех присутствующих и рассказала о целях журнала «Мир искусств», поблагодарив всех, кто имеет отношение к его деятельности.
Далее высказалась председатель заседания Олеся Балтусова, которая рассказала, что всегда мечтала быть причастной к крупному журналу по искусству, чтобы содействовать его работе и общаться с читателями. Она добавила, что для того, чтобы увидеть плоды своего труда, нужно долго и кропотливо работать.
Слово дали еще одному председателю заседания и гостю, находящемуся в центре внимания в этот день, Вадиму Садкову:
«В журнале найден оптимальный баланс между отражением материалов, посвященных объектам культурного наследия, имеющих рекламный характер, и академическими научными статьями об искусстве. У вас имеются уникальные исследования, которые могут быть интересны не столь широкой аудитории, но, тем не менее, это результаты изысканий местных специалистов. Я глубоко убежден, что изучением коллекций должны заниматься сами сотрудники музея, а не приглашенные эксперты. Потому что приезжему специалисту интересны «вишенки на торте», они хотят «снять сливки». Ваше собрание многоплановое и состоит из очень разного материала. Его требуется изучать, систематизировать. Это могут делать только те люди, которые постоянно с этим материалом «общаются», работают с ним изо дня в день».
Директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов высказался о предназначении журнала:
«Россия замечательна и счастлива своими талантливыми людьми. Несмотря на все испытания, которые прошла наша страна в XX веке, когда разрушались памятники, исчезало культурное наследие, всегда находились люди, которые дорожили архитектурой, искусством, художественными промыслами. В стране очень много хороших журналов, раскрывающих проблемы сохранения наследия, но журнал «Мир искусств» – особый. Я читаю каждый номер полностью, получаю эстетическое наслаждение и узнаю много нового. Каким-то неуловимым образом авторы сохраняют в «Мире искусств» традиции казанской научной школы и передают «аромат» той эпохи. Библиометрические показатели журнала очень достойные и соответствуют уровню не корпоративного, а солидного научного журнала. И то, что Казань на карте страны стала серьезным центром искусствоведения, большая заслуга «Мира искусств».
Член-корреспондент «Российского Авторского Общества» Роза Богоудинова добавила:
«Я желаю, чтобы при той работе, которая совершается здесь руками и умом коллектива «Мир искусств» было больше молодых людей, у которых вы вызываете восхищение. Это очень важно сегодня. Помню Казань, центр города, который относился к Вахитовскому и Бауманскому районам – я была их руководителем. Это были страшные времена, когда мы организовывали выборы в горсоветы и должны были агитировать людей принять участие в них. Нам отвечали: «Вот когда вы нас вытащите из этих трущоб, тогда мы придем». Это действительно были трущобы. Мы сегодня говорим о журнале, но по большому счету журнал вышел из того комплексного огромного перспективного дела конкретного человека. Он выразил идею: «Давайте я возьму эти трущобы и сделаю из них шедевры». На основе этих шедевров и создается то, что мы видим сегодня. Это ведь не только журнал, произведения искусства, это – 26 зданий. Я считаю, что необходимо более четко показать вклад, который создается руками, идеями и финансами для пользы общества. Людей, имеющих средства, много, но вкладывающих душу и делающих коллекции достоянием общественности – гораздо меньше. Эта работа заслуживает уважения, и нужно показывать ее более полно».
* Вадим Анатольевич Садков является крупным экспертом в области фламандской и голландской живописи XVI – XVIII веков, устроителем и куратором выставок (одна из последних примечательных выставок – «Под знаком Рубенса» в «Новом Иерусалиме»). Доктор искусствоведения, Лауреат Премии Правительства РФ, член редколлегии нью-йоркского журнала «Master Drawings», ведущий научный сотрудник отдела искусства Старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (более 20 лет возглавлял данный отдел), автор более 125 книг и публикаций.
Комментарии