Реальное Время: Сдуют ли архивную пыль с проекта «Большой Зеленодольск»?
23.07.2021
В Татарстане намерены возродить одобренный два десятилетия назад на разных уровнях, включая президента Татарстана, но затем отложенный проект «Большой Зеленодольск». Инициатива исходит от татарстанского Минстроя, который обсуждает вопрос с участием крупнейшего собственника земли в муниципалитете — компании ASG. Реализация проекта, как это и было задумано 15 лет назад, даст новый импульс развитию Зеленодольского района, обеспечит реновацию сельских поселений, расширение инфраструктуры, интерес к муниципалитету со стороны инвесторов. Об обновленных планах, их «цене» и оценках экспертов — в материале «Реального времени».
Со второго захода
Республиканские власти намерены реанимировать проект «Большой Зеленодольск». В татарстанском Минстрое вновь активно обсуждается перспектива формирования качественно новой жилой среды на участке от Казани до Зеленодольска — на площади, превышающей 9 тыс. га, из которых 1,7 тыс. га планируется отдать под строительство нового жилья и социальных объектов. А инвестиционная компания ASG Алексея Семина планирует активно участвовать в осуществлении «нового старого» плана.
Идеологами комплексной застройки территории между Зеленодольском и Казанью еще в 2007 году выступили нынешний российский вицепремьер, а тогда — министр строительства РТ Марат Хуснуллин и на тот момент глава Зеленодольского района Геннадий Емельянов. А в 2012 году «зеленую улицу» проекту дал президент Татарстана Рустам Минниханов — он оценил его как «интересный и полезный для столицы Татарстана».
Идеологами комплексной застройки территории выступили российский вице-премьер, а тогда — министр строительства РТ Марат Хуснуллин и на тот момент глава Зеленодольского района Геннадий Емельянов
Проект «Большой Зеленодольск» с самого начала предполагал комплексную застройку территории площадью свыше 9,8 тысячи гектаров. Всего планируется построить 4 млн кв. м. жилья и объектов социально-деловой сферы, под застройку должны пойти 1,7 тыс. га, включая уже строящиеся микрорайоны Казани «Салават купере» и «Радужный». В 2010 году программа была «завязана» на целый ряд федеральных программ и предполагала софинансирование строительства соцобъектов из федерального и республиканского бюджетов в соотношении 40 на 60. Реализация проекта началась со строительства коттеджного поселка «Загородный клуб», но после отъезда Марата Хуснуллина в Москву процесс остановился.
Недавно глава республиканского Минстроя Марат Айзатуллин провел совещание по вопросам реализации проекта «Большой Зеленодольск»
А недавно глава республиканского Минстроя Марат Айзатуллин провел совещание по вопросам реализации проекта «Большой Зеленодольск». В нем приняли участие глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев, заместители министра строительства, архитектуры и ЖКХ Владимир Кудряшев и Данис Вильданов, представители ряда министерств и ведомств, службы заказчика и проектных организаций. Темой обсуждения, как сообщалось на официальном сайте министерства, стали «вопросы, касающиеся развития транспортной и социальной инфраструктуры, а также строительства современных многофункциональных жилых комплексов».
Рис.1. Концепция развития территории «Большой Зеленодольск»
«Тренд неизбежен»
Сигнал к возрождению проекта «Большой Зеленодольск» дал Рустам Минниханов, который в декабре 2019 года подвел черту под докладом тогда главы района, а ныне председателя комитета Госсовета Татарстана по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александра Тыгина, который заканчивался просьбой о реанимации планов: «Да, интересный проект, надо внимательно посмотреть технические детали, транспортные развязки. И надо подключить к этой работе Казань, у столицы тоже есть ресурсы, ей может быть полезен данный проект».
Для реализации замысла необходимо изменить категорию предназначенных под застройку земель на «земли населенных пунктов», а также обеспечить их транспортную доступность, включив в план развития дорогу-дублер загруженного Горьковского шоссе. Но это, как отмечал еще в 2019 году Александр Тыгин, не меняет стратегии:
— Есть проекты, которые закономерно реализуются десятилетиями. В данном случае — это тренд на расширение двух ядер агломерации — Зеленодольска и Казани. Он неизбежен. В силу комфортности жилья (одноэтажного, малоэтажного), выноса производств Казани за пределы города (подобное же не может решиться за один-два года) это стратегические решения, — говорил он.
Сигнал к возрождению проекта дал Рустам Минниханов, который подвел черту под докладом тогда главы района, а ныне председателя комитета ГС РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александра Тыгина (на фото).
Фото: tatarstan.ru
Сегодня часть подпадающих под проект «Большой Зеленодольск» земель сельских поселений Зеленодольского района уже перевели из категории сельхозназначения под строительство жилья и инфраструктуры, другая часть — на очереди. Официально расширять границы Зеленодольска и Казани не планируют: муниципалитеты останутся в своих границах, но по необходимости скорректируют генеральные планы поселений.
Инфраструктурные решения, масштабность проекта и инвестиционная составляющая — главные концептуальные особенности, которые были заложены в основу решения «жизненных» вопросов существующих сельских поселений — Осиново, Октябрьское, Новопольский, Васильево, вплоть до Айши и районов будущего строительства. Главный акцент в проекте делается на социально-экономическое развитие территории. Разработчики проекта и власти Татарстана декларируют посыл: строительство жилья — это важно, но еще важнее — условия жизни людей, создание инфраструктуры, то есть социальных и производственных объектов.
«Обожглись на молоке, теперь дуем на воду?!»
Советская практика строительства новых районов следовала принципу: организация жилых комплексов вокруг крупных промышленных объектов. В результате, появлялись новые города с развитой социальной и бытовой инфраструктурой. В постсоветский период стала преобладать точечная застройка, создающая дополнительную нагрузку на коммуникации, дороги, социальную инфраструктуру. Уйти от этого бесперспективного подхода позволяют проекты комплексного строительства и развития территорий. Сегодня вновь и застройщики, и власти возвращаются к интеграции жилого, производственного, социального и рекреационного пространства на территории микрорайонов. Это нашло отражение и в проекте «Большой Зеленодольск».
— Комплексное развитие территорий — в настоящее время один из наиболее эффективных способов организации жилищного строительства. В этом случае за счет больших объемов сокращается себестоимость строительства за счет масштабности проекта, и можно говорить о снижении стоимости квадратного метра жилья. Успешная реализация таких проектов возможна только в форме государственно-частного партнерства, когда аккумулируются возможности и ресурсы всех заинтересованных лиц, и работа ведется в едином векторе — создание комфортной городской среды. И здесь глобальная задача, над которой сейчас ведется работа, определить те общие принципы, по которым будет развиваться эта территория, заложить решения по инженерной инфраструктуре, рабочим местам — создать условия для эффективной работы застройщиков в рамках установленных правил, отметил эксперт в области недвижимости, директор по развитию территорий компании ASG Ринат Аисов.
Ринат Аисов: «Комплексное развитие территорий — в настоящее время один из наиболее эффективных способов организации жилищного строительства»
Расчет — на мультипликативный эффект
На недавнем совещании по вопросу достижения показателей национальных целей в сфере жилищного строительства и инфраструктурного развития регионов вице-премьер России Марат Хуснуллин сказал, что «каждый год надо ставить задачу увеличивать объем ввода жилья на 5 млн квадратных метров. На 4-5% в год мы можем прирастать, я это говорю не просто так, а по цифрам о действующих разрешениях на строительство по многоквартирному жилью».
В 2021 году в России должны сдать более 85 млн квадратных метров жилья. Если сравнивать с прошлым годом, то по итогам первых 4 месяцев этого года было введено на 30% больше, чем за аналогичный период 2020 года. В Татарстане же в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» с 2024 года должны вводить по 3,6 млн кв. м жилья ежегодно.
Рис.2. Основные технико-экономические показатели территории «Большой Зеленодольск»
В сегодняшних экономических условиях «болевой точкой» для населения стал рост стоимости жилья. Однако идеологи проекта «Большой Зеленодольск» убеждены, что эту, как и другие болезненные проблемы в области градостроительства и обеспечения жильем граждан, решить реально.
По словам замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильшата Гимаева, власти делают ставку именно на развитие агломераций «Лаишевского узла» и «Большого Зеленодольска». Именно эти проекты, считает он, станут драйверами роста, и их необходимо раскручивать в расчете на мультипликативный эффект.
Если миграцию нельзя отменить, ее нужно поддержать.
Транспортом
Но проблема состоит не только в доступности жилья, но и во все увеличивающейся маятниковой миграции. Она растет без оглядки на декларируемые подходы, предполагающие комплексное развитие застраиваемых территорий.
К примеру, в самом крупном в Татарстане поселке городского типа Васильево живут более 16,8 тыс. человек, для которых тут почти нет работы. Старые предприятия давно закрылись, новые не созданы ввиду неблагоприятной экономической обстановки. Хлебозаводу и двум санаториям столько рабочих рук не требуется, и каждый день из поселка на работу в Казань вынуждены ездить порядка 6 тысяч человек. И число таких «трудовых мигрантов» будет неизбежно расти по мере реализации проекта «Большой Зеленодольск» — это объективная реальность.
В настоящее время при участии республиканского Минстроя ведется поиск путей обеспечения транспортной доступности территории будущего «Большого Зеленодольска». Приоритет при этом отдается развитию существующей дорожной инфраструктуры и строительству новых автодорог на средства республиканского бюджета — на основании постановления Кабинета министров РТ за №1271 от 30 декабря 2019 года. Всего на развитие дорог «Большого Зеленодольска» Татарстан направит 4,5 млрд рублей. За полмиллиарда планируется расширить участок Горьковского шоссе до шести полос и построить путепровод через железную дорогу, а основная сумма — 4 млрд — уйдет на строительство дороги-дублера Горьковского шоссе на участке от автодороги А-292 Йошкар-Ола — Казань до ЖК «Салават купере». Как уже писало «Реальное время», этот участок протяженностью около 13 км должен пройти параллельно улице Боевой и соединить Кировский район Казани с трассой М-7 в районе Займища, согласно Генплану Казани — 2040.
Также запланированы запуск метробуса и строительство новых веток для пригородного железнодорожного транспорта (электричек). На организацию движения метробуса от железнодорожной станции «Казань-2» до ЖК «Салават купере» планируется выделить 2,5 млрд рублей. А вопрос строительства веток новых железнодорожных путей обсуждается с ОАО «РЖД».
Подробнее на сайте «Реального времени»: Сдуют ли архивную пыль с проекта «Большой Зеленодольск»?
Орфография и пунктуация автора сохранены
Комментарии